Из воспоминаний Кустикова Сергея Он тогда только прибыл на точку. И на первом же боевом выходе погиб. Броню обстреляли из кишлака, название не помню. Пуля попала в шею. Толи он уже раненый упал с брони, то ли с перепугу спрыгнул. Броня рывком вышла из под обстрела, а он там остался. Потом один из бойцов на себе его вытаскивал. Он умер на руках медика. Это было где-то примерно в марте-апреле 1988г. Перед этим он к нам в батарею заходил в волейбол звал играть. Поэтому я его и запомнил.
Уважаемый Владимир Сергеевич, я не кого не хотел обидить. То, что мной написано это мое частное видение тех событий, без претензий. Я очень рад, что Вы так широко изложили видение тех события со своей стороны. А то было как-то не по себе. Погиб молодой умный парень, хороший и дисциплинированный сержант, а то получается делов-то приходил поиграть в волейбол. И всё!!! Вот теперь все ясно и понятно. Значит не даром я потратил время и силы на эмоции. Интересное было время. А то смотришь сайт и такое ощущение, что Артходжа 86-88 сидела на заваленке и ганджубас курила. С ув. Ковальногов А.С.
толя,здравствуй! я не обижаюсь, да и дело не в обиде. .....наверное ты прав, у каждого свое видение тех или иных событий. это нормально, потому-что каждый из нас располагал, в то время, положенным ему \по службе\ объемом информации. все-солдаты, сержанты, прапорщики и офицеры проявляли себя с наилучшей стороны, наверно поэтому у нас были такие малые потери за последние два года нахождения в афганистане. но война есть война......
Здраствуйте Владимир Сергеевич. Считаю, что реальная правда того сложного боя восстоновлена, поэтому не стоит более трогать страничку памяти. Я буду в курилке. С ув Ковальногов А.С.
но командование оперативной группы пограничного отряда, запретило это. майор цеханович \по распоряжению оперативной группы\ выслал с флейты две коробочки к нам ини и забрали алиева на флейту. в этот период прилетели наши борты, пронурсовали зеленку, нанесли БШУ, тем самым сломив сопротивление духов. и мы ведя огонь на ходу пошли в направлении флейты. когда я прибыл на флейту, там уже сел борт ми-8 и в него на носилках заносили алиева. около борта был прапорщик-фельдшер с ммг \фио не вспомню\. я спросил у него о состоянии раненого. он мне ответил, что алиев погиб............ это вот мои воспоминания о той ситуации, о том бое. скажу честно я еще когда увидел али в бмп понял, что парень не выживет, большая потеря крови и \да простит меня бог\ язык уже вываливался. в целом парень вел себя по геройски, под мощным обстрелом не струсил к своим продвигался......... но война есть война. за тот бой мы очень многих представили к государственным наградам \ по фамильно естественно не помню\. сержант алиев али за героизм и мужество проявленные при выполнении интернационального долга в республике афганистан \формулировку помню дословно\ - посмертно был представлен к награждению орденом красная звезда. я благодарен судьбе что служил с такими парнями как али алиев, все \без пафоса\ проявляли чудеса храбрости, мужества, героизма и добросовестно выполняли свой воинский и интернациональный долг. правда об этом мы в то время стеснялись говорить. считали все это обыденным делом. по прошествию лет это история и наши оценки тем событиям немного другие. боевые друзья я желаю всем здоровья, счастья, достатка и добра. пишите.
естественно, кто имел боевой опыт из состава десанта, открыли огонь из стрелкового оружия прямо с брони и переместились на левую сторону машины. по словам очевидцев \ потом беседовал с ребятами\алиев с началом обстрела колонны десантировался, а в это время машина резко рванула вперед. он остался на открытой местности один. духи заметили солдата и начали вести по нему прицельный огонь из стрелкового оружия и гранатометов. алиев перебежками пытался продвинуться к коробочке \ расстояние там в принципе было примерно до 100 м.\. в процессе движения он был смертельно ранен осколком от выстрела гранатомета в шею. пробило толи обе сонные артерии, толи одну \точно не помню\. а при таком ранении шансов на выживание практически нет. но тем не менее али и с таким ранением пробежал еще какоето расстояние. затем его уже свои ребята вытащили к коробочке. мне по радио доложили что у нас раненый. я прибежал к бмп \номер естественно не помню\, там в десантном отделении лежал алиев весь в крови и санинструктор- сержант \фио не помню\ с капельницей. я спросил у санинструктора, каков характер ранения, он сказал о пробитой артерии \или артериях\, а также что надо срочно его в союз, и шепнул на ухо - тов. майор он не выживет. я ему сказал чтобы он принял все меры к тому чтобы алиев был жив. майор перепада естественно вызвал борты. но сесть в нашем месте не было возможности и он предложил на одной коробочке прорваться на флейту, а там была возможность посадить борт.
но тем не менее мы, по решению оперативной группы отряда или округа, обеспечивали безопасность г. границы - т.е. проводили спецоперации. после боя под шахрованом мы получили задачу - от шахрованского перекрестка идти на флейту и соединиться с бронегруппой майора цеханович. разведка \до этого марша\ дала сведения, что духи нас не пропустят, какой то очень рьяный полевой командир был из непримиримых из исламской партии афганистана. но наше командование дало им понять, что войска будут передвигаться по дорогам вдоль г. границы., кто будет нападать на колонны, получить сокрушительный отпор. ну а мы как воевали - "малыми силами на широком фронте". о возможности нападения на колонну мы с майором перепадой п.п. предупредили личный состав бронегруппы. офицерам и прапорщикам была поставлена главная задада \это собственно было всегда\ сберечь личный состав. бронегруппе майора цеханович г.б. оперативная группа отряда поставила задачу быть в готовности оказать огневую поддержку нашей бронегруппе. события происходили весной 1988 г., апрель месяц. при движении колонны естественный процесс ее растяжка, увеличение дистанции между коробочками. при подходе к кишлаку \ кажется малакули, точно уже не помню\ по колонне был нанесен мощный огневой налет из зеленки. конкретных огневых точек духов не было обнаружено, казалось что стреляет вся зеленка. с вступлением колонны в бой, майор перепада отдал распоряжение сократить дистанцию между коробочками и развернуться в боевую линию. алиев был в десанте на броне в последней бмп.
я румянцев владимир сергеевич - майор, зам начальника ммг-3 по политчасти 1987 -1989 гг.. с прапорщиком ковальноговым анатолием сергеевичем \так его имя отчество - если память мне не изменяет\ немного не согласен в описании того боя. слишком эмоционально - толя. сергей кустиков - кратко написал но ближе к реальности.алиев али прибыл в ммг, на артхожду, примерно за месяц, может быть немного больше, до тех событий, из комендантской роты пограничного отряда. осенью 1988 г. у него дембель. до этого он за речкой не был. наверно перед дембелем решил повоевать. такой патриотический порыв был практически у всех - такая вот была в то время молодежь. по долгу службы я проводил с ним индивидуальную беседу по прибытию в ммг. хороший был парень, дисциплинированный, здоровый, очень хорошо играл в волейбол........ при проведении того боевого рейда - старшим бронегруппы был майор перепада петр петрович, я у него был заместителем, на флейте стояла еще одна наша бронегруппа во главе с начальником штаба ммг майором цехановичем геннадием брониславовичем, замом у него был \помоему слава соловьев\. после неудачной попытки прорваться в шахрован, мы отошли на шахрованский перекресток дорог. в это время уже были подписаны женевские соглашения по прекращению огня и все знали что будет вывод войск.
День добрый Владимир Сергеевич,если еще, меня помните я Олег Лафазан,единсвеное что я помню это когда мы несли его раненого к борту ,и потом вы нам сказали что Алик скончалсяне долетев до госпиталя
Да, я, был в том бою, тугова-то, нам пришлось, прижали нас тогда конкретно, на удивление, что погибших в том бою был только один. Он находился на той "дырявой" БМПухе 645 у Сашки Решетникова. Когда мы пошли на Шахрованский перекресток, мы знали что нас не пропустят, так и получилось. 645 шла в замыкании, когда нас начили долбить ВеликиЙ Главнокомандующий дал команду это машине занять оборону на кладище, место там лысея, чем у меня коленка, машина остановилась заняв позицию, Алиев спешился как положено, но тут как в армии, пришла новая команда сменить позицию, машина начала двигаться, он поднялся и за ней, а место открытое, даже не то слово. Ну вот и все. Да вытаскивал его Сашка вместе с фельшером (фамилии не помню, с 1ПЗ, почему-то перед самым выездом мне про него один из отцов-командиров сказал, что мол трусоват фельшер, только страха в его глазах, когда он уползал на 645 и возвратился оттуда весь залитый кровищей я не увидел, он сказал: "Все холодный, осколок в шею, артеии перебил, своей кровью захлебнулся") Ну, а что бы понять что там было, на моем БТР 632 когда мы оттуды свалили осталось, как сейчас помню на ПКТ 50 патрон, КПВТ пустой, на АКСы по паре магазинов у меня и у ребят, да штук 6 РГД, и все. А вы все знаете, сколько мы таскали на привязи на броне. Так, что встретили они нас на той Маллокулинской мельнице с полным радушием и любовью. Бой шел несклько часов. На моем БТР были водитель Цумарев Сергей, пулеметчик Попюк (вредный типчик, но как пулеметчик великолепный), дай Бог им здоровья, детей здоровых, жен красавиц и денег валом. Так, что осататься там, могло намного больше. Самое главное нас не подержали минометы, Главный Командир решил, что минометным взодом должен командовать офицер, да и какой-там взод, расчет 120 и 82. Капитан(он не с нашей ММГ) тот струхнул видать, потом у меня в десанте БТР ехал до Шахравана, мне потом ребята сказали. После гибели Алиева мы еще раз, в тот же день ходили туда пострелять, правда с поддержкой вертолетов и минометов, все как положено. Но после. Никогда бы не подумал, что через двадцать слишним лет буду писать об этом. Хотелось бы узнать конечно, наградили Саню Решетникова, мой экипаж и десант. А если нет, мне очень грустно. Последнее время смортришь на все, что сейчас, всем этим спецназам и ОМНам до этих ребят как до Луны раком. Нужна большая смелость и отвага, этим жирным "героям" до зубов воорженным в борьбе со своим безоружным народом. Да, дня за три под Гаравам, зачем мы туда полезли полная хрень, если бы не Решетниковская 645 машина, которая прикрыла с фланга всю УПЗ там тоже бы закончилось бы печально. Сашка единственный кто был командиром машины не офицер и не прапрщик. Вот сержант Алиев погиб в первом своем рейде, но не в первом бою. Я Ковальногов А.С.